ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Моя задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы. В ДОУ все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того количество детей раннего возраста с хроническими забоолеваниями увеличиваются с каждым годом. В век развития телевидения и компьютеризации с детьми меньше общаются взрослые. В результате двигательная активность на низком уровне. Я обратила внимание на постоянную капризность на повышенную детскую утомляемость, часто болеют простудными заболеваниями. В свете выше сказанного особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения и оздоровления детского организма.
Система оздоровительной работы в группе предполагает использованиена каждом занятии традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, индивидуальную работу по отдельным движениям — бросание предмета в цель, отработка замаха и броска, дыхательная гимнастика. Были отобраны формы оздоровительной работы с детьми, в которые вошли следующие оздоровительные мероприятия: витаминотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, профилактика плоскостопия.
Использую традиционные методы: артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, пальчиковый театр, мимические упражнения, физкультминутки, динамические паузы.
Основная задача утренней гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Утренняя гимнастика «будит» весь организм, усиливая процессы: дыхания, кровообращения, обмена веществ.
Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму. Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, подпрыгивание. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве (построение в круг). Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Развиваются память, умение делать упражнения по заказу, по слову.
Ортопедическая гимнастика – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Данная технология используется после сна и закаливающих процедур, с использованиемкорригирующих дорожек, длительность проведения - согласно возрасту.
Дыхательная гимнастика позволяет активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы укрепляет дыхательную мускулатуру и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям. Дыхательная гимнастика с раннего возраста помогает научить малыша правильно дышать, способствует его физическому развитию и укреплению иммунитета.
Зрительная гимнастика позволяет снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствует развитию зрительно-моторной координации. Используется в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. Профилактика миопии.
Упражнения с пальчиками развивают мелкую моторику, координацию речи и движений. Остановлюсь подробнее на использовании в работе нетрадиционных методов оздоровления.
Элементы самомассажа лица и пальцев. Их я применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность работы на занятиях. Дети делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной образовательной программы МДОУ, создаю психологически комфортные условия, как для организации непосредственно образовательной деятельности, так и для совместной, самостоятельной деятельности, а так же для проведения режимных моментов.
В здоровьесберегающих технологиях использую группы приемов:
защитно-профилактические; компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие; информационно-обучающие. В непосредственно образовательной деятельности активно применяю:
- Элементы песочной терапии. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка, но взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей, напряжение и страх исчезают.
- В настоящее время широко использую психокорректирующий метод сказкотерапия, не имеющий возрастных ограничений. Элементы сказкотерапии у маленьких детей, способствуют развитию их речевого аппарата, а присутствие в книгах красочных изображений персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте, пробуждая в ребенке интерес к чтению. Через драматизацию сказки развиваю способности эмоционально откликаться на переживания людей. Введение сказочного героя способствует развитию положительных черт характера. Элементы сказкотерапии: облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок; введение в занятие сказочного героя.
- Элементы хромотерапии. Включение в практику методики выбора цвета позволяет мне быстро выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье.
- Элементы музыкотерапии. Целью использования музыкотерапии на своих занятиях считаю снятие напряжения, тревожности; стимуляцию двигательных функций; развитие и коррекцию сенсорных процессов, растормаживание речевой функции. Развиваю у детей чувство ритма, темпа, мыслительные способности и фантазии; вербальные и невербальные коммуникативные навыки, общую, тонкую и артикуляционную моторику посредством музыкально-ритмических упражнений. Часто использую функциональную музыку на минутках релаксации, музыку в сочетании с движением, детские песни и классическую музыку.
- Релаксационные упражнения включаю в организационный момент и на заключительном этапе развивающей деятельности (индивидуальные, фронтальные занятия). Направлены на расслабление после перенапряжения, перевозбуждения и чтобы успокоиться после активных игр.
- Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
-
Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
-
Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и тд.
-
Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы», идр.
-
Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка». Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
-
Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:
Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки, поролоновые палочки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.
- Арт-терапия - С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».
Для эмоционального развития детей использую
- Технологию воздействия цветом. Цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использьзую такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».
Поделиться с друзьями: